Во время заседания клуба «Валдай» президент Владимир Путин отметил, что Россия является самобытным государством-цивилизацией. По словам главы государства, наша специфика — в переплетении традиций различных народов, религий и культур. Она нашла отражение в культуре, политическом и социальном устройстве и даже во взгляде на мессианское предназначение страны.
Своим мнением по этому поводу поделились брянские участники федерального «Экспертного клуба».
Так, ректор БГИТУ Валерий Егорушкин считает, что российский президент акцентировал внимание на многогранности понятия «цивилизация», назвав ключевые аспекты государства-цивилизации – многообразие и самодостаточность. Эксперт уверен, что с первым элементом проблем не возникает, но со вторым придется поработать.
«Нам ещё предстоит потрудиться над нелюбимыми Бердяевым сторонами цивилизации – «механичностью, техничностью и машинностью», выводя Россию из зависимости от других цивилизаций», - пояснил свою точку зрения Егорушкин.
Комментируя тему, зампредседателя региональной Общественной палаты Максим Попов привел в пример один из тезисов, озвученных президентом. В частности, речь идет о справедливости для всех граждан: «Всем должен быть обеспечен доступ к благам современного развития, и попытки его ограничить для любой страны или народа должны рассматриваться как акт агрессии, именно так».
«Именно разнообразие, помноженное на справедливость, делает нашу страну сильной и самодостаточной», - уверен эксперт.
По мнению аналитика консалтинговой компании GSA, колумниста Forbes Юрия Лобунова, ведущую роль в данном вопросе играют «наука, технологии и производительные силы». В подтверждение своих слов он напомнил, что под основой любой цивилизации подразумевается состояние, уровень развития материального производства.
«Именно эти факторы, реализуемые ныне живущими поколениями, а не отсылка к тысячелетней истории и достойным делам пращуров, превращают любую страну в цивилизацию, с которой не просто считаются, но и хотят взаимодействовать», - подчеркнул аналитик, при этом отметив, что реальное начало движения в направлении технологического суверенитета уже положено.