Необычное зрелище привлекло внимание жителей Брянска в минувшие выходные. По реке Десне, извивающейся через город, проплыла флотилия из десятка ярко украшенных байдарок. Флаги с надписью "Новые люди" и военно-морские стяги СССР развевались над лодками, создавая впечатляющую картину. Это событие не только привлекло взгляды отдыхающих на берегах и рыбаков, но и вызвало живой интерес у горожан, став настоящим праздником водного туризма.
Инициатором этого увлекательного мероприятия выступило местное отделение партии "НОВЫЕ ЛЮДИ". Активисты решили организовать лодочный поход, приурочив его к двум значимым датам: недавно отмеченному Дню Военно-Морского флота и предстоящей 310-й годовщине триумфа русского флота в морском сражении при Гангуте. Это историческое событие, в котором лично участвовал царь Пётр Первый, впоследствии удостоенный звания вице-адмирала, имеет особое значение для Брянска, города с богатой морской историей.
Брянск не зря называют колыбелью русского флота. Морская слава города берет начало в 1696 году, когда после исторического указа Боярской думы "Морским судам быть" здесь было основано адмиралтейство и заложена верфь. На берегах Десны развернулось масштабное строительство судов для военных кампаний против турок: сначала появились струги, а затем и более сложные галеры. Сам Александр Пушкин, работая над "Историей Петра", отмечал значимость брянской верфи: "Сверх воронежской Пётр устроил другую верфь в Брянске на реке Десне, на коей строились галеры". Именно здесь были созданы сотни боевых кораблей, ставших основой молодого российского флота.
Перед началом водного путешествия к участникам обратился Григорий Кожурин, историк и журналист, облачившийся по случаю в морскую форму: "В 1709 году, держа путь на Полтавскую битву, Пётр сделал остановку в Брянске. Сегодня мы частично повторим маршрут великого реформатора, прикоснувшись к истории нашего края".
Морские традиции Брянска не угасли и после петровской эпохи. В 30-е годы XVIII столетия верфь возобновила работу, выпуская галеры, прамы, дубель-шлюпки и бригантины. Позднее судостроение в регионе приобрело мирный характер: местные мастера создавали "брянки" и "берлины" - грузовые суда, славившиеся своей надежностью.
Новый этап в морской истории города начался во второй половине XIX века, когда брянские заводы освоили производство пароходов для Днепра и его притоков. А в 1961 году город вступил в эру современного судостроения: на машиностроительном заводе стартовало производство гигантских дизелей для океанских судов, по высоте сравнимых с пятиэтажными домами. За полвека было выпущено свыше 1000 таких двигателей, но в 2012 году это уникальное производство было приостановлено. Сейчас на государственном уровне рассматривается вопрос о возрождении судового дизелестроения, и Брянск имеет все шансы вновь стать центром этой отрасли.
Сергей Горелов, возглавляющий группу компаний "Локомотив-Дизель-Сервис", выступая перед участниками похода, подчеркнул еще одну важную цель мероприятия - привлечь внимание к потенциалу туристической отрасли в Брянской области. Он отметил необходимость развития инфраструктуры и создания новых привлекательных маршрутов для туристов в регионе, богатом историей и природными красотами. "Водный туризм и морская тематика могут стать ключевыми направлениями для привлечения гостей в наш край", - заявил Горелов, завершив свою речь традиционным морским пожеланием "Семь футов под килем!".
Маршрут водного похода пролегал от пляжа у спасательной станции возле вокзала "Брянск-1" до Черного моста. Участники проплыли мимо знаменитого завода "Брянский арсенал", расположение которого относительно русла реки изменилось с петровских времен из-за естественных изменений течения Десны.
Одним из самых захватывающих моментов стало прохождение под старым понтонным мостом, где течение реки усиливается из-за сужения русла. Этот сложный участок был преодолен без происшествий, продемонстрировав мастерство и слаженность команды.
На середине пути, напротив Набережной, флотилия устроила эффектную фотосессию, объединив лодки в живописную композицию. Далее путь пролегал мимо исторического места спуска на воду петровских галер. Здесь до сих пор можно увидеть торчащие из воды древние бревна и сваи - молчаливых свидетелей зарождения российского флота.
Финальной точкой маршрута стал памятник танкистам-освободителям Брянска, где в торжественной обстановке участникам вручили памятные знаки с военно-морской символикой.
Григорий Кожурин, подводя итоги мероприятия, поделился своими впечатлениями: "Сегодняшний сплав показал, что мы - настоящая команда. Этот короткий, но насыщенный маршрут оставил неизгладимые впечатления. Уверен, что каждый участник почувствовал особую связь с историей нашего края".
Этот уникальный водный поход не только напомнил брянцам о богатом морском наследии их родного города, но и продемонстрировал потенциал развития активного туризма в регионе. Объединив спорт, историю и патриотизм, мероприятие стало ярким примером того, как можно интересно и с пользой провести выходные.
Подобные инициативы имеют все шансы стать регулярными, привлекая все больше участников и зрителей. Они не только способствуют развитию туризма в Брянской области, но и укрепляют связь поколений, сохраняя память о славном прошлом региона и вдохновляя на новые достижения в будущем. Возможно, этот поход станет началом возрождения давних морских традиций Брянска и откроет новую страницу в истории города как центра водного туризма и патриотического воспитания молодежи.
Кстати, 6 августа Брянск посетил лидер партии "Новые люди", руководитель фракции этой партии в Государственной Думе Алексей Нечаев, который в юности занимался парусным спортом. На встрече с лидером партии его сторонники рассказал о проведённом три дня назад лодочном походе по Десне, на что Нечаев ответил, что сам до сих пор ходит под парусом.