Дефицит водителей общественного транспорта особенно остро наблюдается в приграничных районах Брянской области, откуда многие местные жители ранее уехали. А сейчас непросто выбраться и из отдалённых от Украины населённых пунктов региона. Так, на днях в Жуковке отменили часть автобусных рейсов.
Пожертвовали глубинкой?
В частности, на выходных больше не ходит транспорт из Жуковки до Овстуга – родины поэта Фёдора Тютчева, где ныне проживает около 700 человек, а также до села Речица, которое входит в состав Овстугского поселения, где вдвое меньше жителей. А ещё – до села Быковичи, где проживает чуть больше 300 человек, и до деревни Упрусы, население которой всего 50 жителей. Также исчезло сообщение в выходные дни с сёлами Белоголовль и Дятьковичи, где остаются отрезанными около 200 и 100 человек соответственно.
Кроме того, на выходных отменили утренние рейсы, отправлявшиеся из райцентра в 6.00 в Никольскую Слободу и в 7.20 – в Гришину Слободу. Вечером в выходные в Никольскую Слободу автобус теперь выезжает на час раньше, в 17.10. В этих населённых пунктах – свыше 1 тысячи жителей. А в Петуховке население – 400 человек, и туда перестал курсировать рейс из Жуковки в 16.45 по выходным.
В объявлении, размещённом на автостанции и в самих автобусах, перевозчик уведомил пассажиров, что мера эта вынужденная, связанная с «острым дефицитом водительских кадров». И что пока речь идёт об изменениях в расписании на летний период. Можно было бы предположить, что часть шофёров банально ушла в отпуск, если бы не одно «но» – уточнение, что «при ухудшении кадровой ситуации возможны и другие вынужденные отмены».
Выяснить подробности у самого перевозчика – автоколонны 1806 – мы не смогли, поскольку в кассе бросали трубку, не желая общаться с журналистом, а телефонные номера, указанные в Интернете, к предприятию, как оказалось, не относятся.
Однако нам удалось узнать: оптимизация действительно продолжится. С 1 августа вместо двух пригородных автобусов «Жуковка – Белоголовль – Дятьковичи» и «Жуковка – Быковичи – Упрусы» хотят запустить один совмещённый маршрут «Жуковка – Белоголовль – Дятьковичи – Быковичи». Ходить он будет и в выходные, и в будние дни. При условии, что контракт вообще проторгуют…
«Выбор подрядчика – конкурентная процедура. На этот маршрут мы уже разместили закупку и ждём, что на неё выйдут исполнители, но пока желающих нет», – прокомментировали в администрации Жуковского муниципального округа.
Поддержат перевозчиков?
Пока Жуковку обслуживает всего одна транспортная компания, которая осуществляет сообщение как внутри района, так и за его пределами. Но межмуниципальные маршруты курирует уже департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области. Там нам пояснили, что существующие рейсы – из Жуковки в Дубровку, Клетню и Брянск – выполняются в полном объёме по прежнему расписанию согласно заключённому ранее контракту.
Что удивительно: автоколонна 1806 – это частная и небольшая фирма, где работают, по открытым данным, всего 9 человек, а может, и того меньше. И на поддержку властей им рассчитывать не приходится.
А в областном центре городские чиновники активно содействуют перевозчикам, ведь пассажирское автотранспортное предприятие и троллейбусное управление – это муниципальные организации. Тем не менее, и они не могут набрать водителей. На автобусах, как сообщалось, открыты десятки вакансий. А вот троллейбусники в прошлом месяце отчитались: кадровый голод всё же побороли благодаря рекламе, увеличению зарплаты и подготовке водителей – тех же женщин, которые всё чаще управляют «рогатыми». Но за руль автобусов дамы, похоже, садиться не хотят, несмотря на бесплатное обучение.
Готовить кадры не могут позволить себе даже частники, обслуживающие пригород и Брянский район. Хотя в Трубчевске, к примеру, предприниматель всё же стал учить водителей на нужную категорию, а они потом должны отработать в фирме определённое время.
А вот с брянской зарплатой в 80 тысяч рублей районы точно не могут конкурировать. Поэтому в области мужчины чаще идут не водителями автобусов, а добровольцами в «БАРС» на 100 тысяч в месяц или на завод, где без особых навыков получают 50 тысяч. Так что шофёров не хватает не только в Жуковке, но и в Дубровке, Климово… А вообще это общероссийская проблема, и сейчас Минтранс собирает информацию по регионам, чтобы разработать некую федеральную программу спасения транспортной отрасли. Правда, когда её запустят – неизвестно.